Новый лауреат стипендии Е.А. Боратынского

В декабре 2013 года студентка института филологии Карина Кузнецова стала лауреатом областной именной стипендии Е.А. Боратынского. В тяжелой конкурсной борьбе ей удалось обойти серьезных конкурентов.


Победы державинцев на Всероссийском студфоруме

Полторы тысячи самых активных представителей молодежи со всей России приехали в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в V Всероссийском студенческом форуме, который прошел с 12 по 16 ноября 2013 года.


«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»

В пятницу, 13-го декабря 2013 года, в творческой студии «Сумерки кумиров» института филологии состоялось оригинальное литературно-музыкальное представление «13 стульев.


Ильина-Боратынская О.А.

«ЗНАТНОЕ РОДСТВО»: О.А. ИЛЬИНА-БОРАТЫНСКАЯ 

В последние десятилетия наблюдается стойкий интерес читателей и исследователей к творчеству русских писателей, оказавшихся по разным причинам за рубежом. Благодаря публикациям их произведений на родине, многочисленным научным изысканиям в единое русло русской литературы ХХ века влились новые имена. Но, несмотря на это, наследие некоторых из оригинальнейших и интереснейших художников слова, ярко заявивших о себе в эмиграции, по-прежнему остается малоизвестным и малоизученным в России. К ним относится творчество русского поэта и прозаика Ольги Александровны Ильиной (1894-1991), правнучки поэта Е.А. Боратынского. Этот биографический факт, в свою очередь, указывает на возможность рассмотрения творчества Ильиной в контексте литературного наследия Тамбовского края, несмотря на то, что родилась поэтесса в Казани.

Издание нескольких одноименных сборников «Друзьям на память», вышедших в 1882, 1904, 1914 годах под авторством представителей нескольких поколений семьи Боратынских, служит ярким примером преемственности поэтического таланта в их роду. Позже в 1985 году в Лос-Анджелесе эту традицию продолжила и Ильина, издав сборник стихов с посвящением «Моей семье и друзьям». Преемственный характер, в частности, определяет и «знатное родство» (Ю. Айхенвальд)  поэзии Ильиной с поэзией великого прадеда. Одной из существенных особенностей, объединяющих творчество великого русского поэта XIX века Боратынского и его правнучки Ильиной, является философская направленность их поэтических произведений, схожая система образов и мотивов (мотивы духовных исканий, страдания и изгнания, смерти и др.), общая аксиология и нравственно-духовная основа.

До недавнего времени  полноценных научных работ о жизни и творчестве Ильиной не существовало: имелись лишь краткие статьи справочно-библиографического характера в изданиях, выходивших в России и за рубежом с 1970  до 2007 года. Разрозненные сведения о жизни и творчестве поэтессы приводились в статьях русских и зарубежных авторов: П.П.Балакшина, Г.Мензиса, М.Ледковской, С.А. Долгополовой, Е.И. Карташевой, Е.В.Скворцовой и др.

Защищенная в 2013 году кандидатская диссертация Е.Н. Барминой «Поэзия и проза О.А. Ильиной: проблематика и поэтика» (Тамбов, 2013) под руководством профессора Н.Ю. Желтовой является на сегодняшний день первым и единственным монографическим исследованием творчества выдающегося поэта и прозаика. В диссертации восстановлена  целостная творческая биография Ильиной; доказана философско-религиозная сущность прозы и поэзии; описаны особенности их образной, жанровой системы; проведено сближение творчества писательницы с наследием Е.А. Боратынского; обнаружены художественно-философские параллели творчества Ильиной и Т. Уайлдера; обозначены вехи творческой эволюции писательницы в лирике и прозе; изучены и введены в научный обиход новые историко-литературные, критические, публицистические, архивные материалы.

Долгий творческий путь Ильиной пролегает через литературу серебряного века и литературу русского зарубежья всех трех волн. Достаточно большое художественное наследие Ильиной составляют около ста стихотворений; две повести в стихах «Колокола» (1913-1917) и «Пальна» (1917-1918), три крупных прозаических произведения, написанных по-английски: романы "Канун Восьмого дня», (1951) (авт. перев. на русский которого был осуществлен в 2003  году) и «Санкт-Петербургский роман» (1982), повесть «Белый путь» (1984), биографические очерки.  Причем повесть "Белый путь" вышла на русском языке в Москве совсем недавно. Ильина принадлежит к немногочисленной группе писателей-билингвов.

Творчество О.А. Ильиной можно условно разделить на два больших этапа: ранний (1911-1922) и эмигрантский (1923-1991). Каждому из периодов свойственны свои художественно-концептуальные особенности, свидетельствующие о принадлежности Ильиной к литературам серебряного века и русского зарубежья.

Время становления поэтического таланта Ильиной совпало с серебряным веком русской литературы, поэтому в раннем творчестве поэтессы наблюдаются признаки влияния на нее стихов А.А. Ахматовой, А.А. Блока, В.Я. Брюсова и в целом наследия Серебряного века.

Философские мотивы тоски и смерти, духовных исканий довольно уверенно обнаруживают себя в поэзии Ильиной юношеского периода. В ходе восстановления ее творческой биографии удалось определить, что непосредственное влияние на формирование своеобразной авторской концепции мира ранних поэтических произведений и их философскую направленность оказала смерть матери Ильиной, постигшая будущую поэтессу в детские годы, а также ее увлеченность философскими идеями. 

Много трудностей и испытаний, начиная с осени 1918 года, выпадает самой поэтессе и ее семье. В пучине разразившихся в стране кровопролитных событий Ильина теряет отца, брата, бабушку, а спустя несколько лет Дом и Россию. Во время Гражданской войны, спасая себя и маленького сына от смерти, Ильина проделала долгий и тяжелый путь вдоль Транссибирской железной дороги с частями отступающей Белой армии, в которой служил супруг поэтессы. В эти годы Ильина не переставала писать стихи, при этом они отличались высокой исторической достоверностью. В ходе исследования были найдены стихотворения поэтессы, напечатанные в период скитаний в газетах «Курганская свободная мысль» и «Новое время».

Произведения Ильиной, написанные во время ее отступления с Белой армией, отличают глубокий трагизм и высокая историческая достоверность, ярко выраженный лиро-эпический характер. В стихотворениях этого времени впервые внимание поэтессы захвачено не столько внутренними переживаниями ее лирической героини, сколько происходящими вокруг событиями, появляется конкретный исторический сюжет. Мотиву скитания, тесно сопряженному с мотивами тоски и страданиями, в этих стихотворениях отведено главенствующее место: героями становятся сама поэтесса, ее маленький сын, солдаты Белой армии, обреченные на гибель и поражение офицеры Белой армии, и сама прежняя жизнь.

После развернувшихся военных действий в Красноярске, когда беженцы оказались отрезанными от белых частей, Ильина снова возвращается в Казань, в которой проживает с 1920 по 1922 год. В этот период Ильина утрачивает связь с супругом, не владеет никакой точной информацией о том, жив он или нет, о его местонахождении. После двух лет разлуки и безвестности семья Ильиных воссоединяется в Китае, откуда в 1923 году эмигрирует в США. Оказавшись за рубежом, Ильина не оставляла занятий литературой. В Сан-Франциско, где она прожила большую часть жизни, почти сразу становится активной участницей литературно-художественного кружка. Значительная часть стихов Ильиной входит в коллективные сборники: «Дымный след» (1925), «Земля Колумба» (1937), «У Золотых Ворот» (1957), «Русская женщина в эмиграции» (1970), «Встречи» (1988). Знаменательным событием в творческой жизни поэтессы за рубежом стал выход сборника ее стихов «Молчанье звезд» (1927), высоко оцененный Ю.А. Айхенвальдом.

 Но революция, мучительные годы скитаний, невосполнимые утраты близких, дома, родины, изгнание надломили поэтический дар Ильиной. За рубежом в творчестве писательницы обозначился переход от поэзии к прозаическим произведениям. В начале 1930-х годов, в самый разгар Великой депрессии, Ильина берется за написание романа, который в 1951 году выйдет в США под названием «Канун Восьмого дня». Затем с большим перерывом выйдут «Санкт-Петербургский роман» (1982) и «Белый путь» (1984). Но, несмотря на все трудности, невзгоды и потери писательнице удалось сохранить верность национальным поэтическим традициям: даже в эмиграции, создавая прозу на английском, стихи она всегда писала только на родном языке – русском.

Одной из характерных черт поэзии и прозы Ильиной является развитая и четко структурированная система образов-символов, имеющих ярко выраженное религиозно-библейское содержание. В ранних стихотворениях с этими образами связаны мотивы тоски, смерти, поиска, обретения, изгнания, которые в эмигрантском творчестве приобретают развитие и глубоко трагическое звучание.

Одно из центральных мест в творчестве Ильиной занимают православные образы-символы. Частотными являются образы неземных субстанций: неба, звезд, облаков, символизирующие вечные понятия Истины, Высшего Смысла. Образы кораблей и колоколов знаменуют поиск Смысла существования и его обретение. Художественный мир цветов олицетворяет духовную личность лирической героини. Все образы-символы связаны едиными мотивами и образуют целостную художественную систему.

Лирику Ильиной как раннего, так и эмигрантского периодов отличает пронзительная «молитвенность», постоянное обращение к Богу. Образ Творца неоднозначен, его наполнение обусловлено фактами биографии поэтессы и отражает характер духовных переживаний лирической героини. В ранних стихах Бог духовно направляет и укрепляет, он всемилостив и щедр. В революционные годы впервые появляются образ Бога-судьи, мотив Божьего «взгляда гневного», которые в эмигрантском творчестве разовьются с новой силой в образ «старого русского Бога» «с Васнецовскими глазами», мотив «Бога забытых и усталых».

Тема памяти в поэзии и прозе периода эмиграции Ильиной является доминирующей. В произведениях этого времени особое духовно-нравственное содержание обретают образы дома, отца и семьи, которые носят автобиографический характер и тесно связаны с мотивами тоски, утраты, потери и поиска. Тема судьбы русской женщины в эмиграции и мотив изгнания в идейно-композиционном плане сближают роман «Канун Восьмого дня» Ильиной и «Восьмой день» Торнтона Уайлдера.

«Санкт-Петербургский роман» («The St. Petersburg Affair») отразил смену философской, тематической, жанровой тональности в прозе Ильиной. В произведении наблюдается отход писательницы от христианско-православной доминанты творчества. Роман сочетает в себе черты авантюрного и новеллистического жанров. Ведущими образами являются Петербург и маскарад, которые воплощаются в главенствующем мотиве двойственности. В маскарадном сюжете романа находят отражение карнавальная традиция и сопутствующие ей атрибуты: двумирие, комплекс травести (маска, домино), перемещение верха и низа, социальное освобождение и др.

Писательница обладает уникальной художнической индивидуальностью. Ее творчеству присущи широта проблематики, фундаментальность в подходах к решению «вечных» вопросов человеческого бытия, постоянное обращение к основам русской жизни, включенность в национальный и мировой культурный контекст. Поэтесса и прозаик виртуозно владеет разными жанрами, большим арсеналом средств художественной выразительности, которые определяют ее самостоятельный авторский почерк, исключающий явления подражательности в создаваемых философско-эстетических системах. Совокупность творческих достижений Ильиной позволяет говорить о ее наследии как о ярчайшем явлении национальной культуры ХХ века.

 

Е.Н. Бармина, Н.Ю. Желтова

 

СКАЧАТЬ Презентация «Ольга Ильина»

 

СКАЧАТЬ БАРМИНА Е.Н. Поэзия и проза О.А. Ильиной: проблематика и поэтика: автореф. дис. …  канд. филол. наук. Тамбов, 2013.

 

СКАЧАТЬ БАРМИНА Е.Н. «Бог забытых и усталых». Художественная функция обращений к Богу в поэзии О.А. Ильиной // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 5.

 

СКАЧАТЬ БАРМИНА Е.Н. Две Ольги: образ русской женщины в романах О.А. Ильиной «Канун Восьмого дня» и Т. Уайлдера «День восьмой»// Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 12.

 

СКАЧАТЬ БАРМИНА Е.Н. Тема остракизма в романах О.А. Ильиной «Канун Восьмого дня» и Т. Уайлдера «День Восьмой»: философия и поэтика // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 5.

 

Следуйте за нами в сообществах
социальных сетей: